Maya



Название нашего коллектива не случайно. И не сложно догадаться, что назван он в честь одной из величайших звезд Русской балетной школы, королевы Русского балета – Майи Плисецкой. Итак…

Плисецкая Майя Михайловна

Майя Плисецкая – это целая эпоха в нашем искусстве, выдающаяся личность, блистательная балерина, талантливая актриса и интересная женщина. Она — и во времена своей активной творческой жизни балерины, и сейчас — эталон во всем. Она всегда современна.

Михаил Лавровский
(хореограф, в прошлом – солист балета Большого театра)

maya_plisetskayaВеличайшая балерина 20 века, балетмейстер, писательница, актриса, муза… Именно Майя Михайловна олицетворяет собой для многих Русский балет. И трудно найти в мире человека, который не знал бы этого имени. Блистательная Майя. Пожалуй, нет более символичного имени, неразрывно связанного с балетом и хореографией. Так и для нашего коллектива Майя Михайловна – вдохновляющая муза и икона танцевального стиля.

Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 в Москве. Родителями будущей примы были советский дипломат Михаил Эммануилович Плисецкий и актриса немого кино Рахиль Михайловна Мессерер-Плисецкая. Частично детство Майи Плисецкой прошло на Шпицбергене в связи с назначением ее отца на должность генерального консула. Девочка росла непоседой: пела, танцевала, импровизировала без конца… Поэтому родители приняли решение отдать дочь учиться балетному мастерству. И там же, на Шпицбергене, Майя Плисецкая впервые вышла на сцену в опере Даргомыжского “Русалка”. А снова оказавшись с родителями в Москве, подающая надежды Майя поступила  в хореографическое училище. Это случилось в 1934 году. Педагогом Майи Плисецкой стала бывшая солистка Большого театра Евгения Долинская. Уже в первом классе на будущую балерину обратил внимание знаменитый хореограф Леонид Якобсон, с которым в творческой жизни Майя Михайловна еще встретится неоднократно.

Но в 1937 семьи Плисецких коснулась волна сталинских репрессий: отец Майи был репрессирован и расстрелян, а мать – депортирована в Казахстан. Опекунами девочки стали видные артисты балета Большого театра Асаф и Суламифь Мессерер – дядя и тетя Майи Плисецкой.

Дебют балерины состоялся на сцене филиала Большого театра за сутки до начала Великой Отечественной войны – в тот день в театре прошел выпускной концерт хореографического училища. В тяжелые годы войны Майя Плисецкая не прекращала трудиться в балетном классе. И в 1943 году она была зачислена в труппу Большого театра. Сначала, как и положено, юная балерина танцевала в кордебалете,  но очень скоро у Плисецкой появились и первые сольные партии мазурка в “Шопениане” Фокина, Фея Осени в “Золушке”… Затем была партия Раймонды в одноименном балете. Репертуар балерины рос стремительно быстро.

Свою знаковую партию Одетты-Одилии в “Лебедином озере” Майя Плисецкая исполнила в 1947 году. В эту роль Майя Михайловна привнесла очень много своего – это было новое прочтение образов и королевы лебедей, и дочери Злого гения –  так эту партию до нее не танцевал никто, но после копировали многие.

kitri_plisetskaya

Китри в исполнении М. М. Плисецкой (балет “Дон Кихот”)

В 1948 году Плисецкая исполнила партию Заремы в “Бахчисарайском фонтане”, в 1949 году – партию Царь-девицы в балете “Конек-Горбуок” Александра Горского, 1950 годустанцевала Китри в “Дон Кихоте”. В 1951, в год 175-летия со дня основания Большого театра, Майя Плисецкая стала заслуженной артисткой РСФСР.

maya ballerina

М. М. Плисецкая в партии Царь-девицы

В 1954 году в Большом театре прошла премьера балета “Сказ о каменном цветке” Сергея Прокофьева в постановке Леонида Лавровского, в котором Плисецкая исполнила партию Хозяйки Медной горы. Эту же роль она исполняла и в другой версии балета – в постановке Юрия Григоровича в 1959 году. В 1955 году Леонид Якобсон поставил на сцене филиала Большого театра балет “Шурале”. Плисецкой, занятой в партии Сюимбике, пришлось вновь продемонстрировать свое умение превращаться из девушки в птицу. В 1956 году в репертуаре Большого театра появился балет “Лауренсия” балетмейстера Вахтанга Чабукиани, который предложил Плисецкой заглавную партию в спектакле.

В 1956 году Майя Плисецкая была удостоена звания народной артистки РСФСР.

Майя Михайловна бывала в доме Лили Брик, в прошлом музы Маяковского, и ее мужа, писателя и литературоведа В. Катаняна. Именно там состояла первая личная встреча великой балерины и композитора Родиона Константиновича Щедрина. А в 1958 году Большой театр решил поставить балет “Конек-Горбунок”. Тогда Щедрин впервые увидел Плисецкую на репетиции. Работа над балетом окончательно свела Майю Михайловну и Родиона Константиновича. Брак Плисецкой и Щедрина был зарегистрирован в Москве 2 октября 1958 года.

Отныне все балеты Щедрина были связаны с танцем Плисецкой – и это целая балетная культура. На титульном листе партитуры первого же балета Щедрина – “Конька-Горбунка” – стоит посвящение: “Майе Плисецкой”. Роль Царь-девицы, добавившая в ее палитру юмористических красок (постановка А. И. Радунского), вошла в ее репертуар 18 сентября 1960 года. Еще три титульных листа партитур Щедрина открываются посвящением ей: “Анна Каренина” – “Майе Плисецкой, неизменно”; “Чайка” – “Майе Плисецкой, всегда”; “Дама с собачкой” – “Майе Плисецкой, вечно”.

Майе Михайловне Плисецкой довелось участвовать в трех постановках балета “Спартак” А. И. Хачатуряна, осуществленных на сцене Большого театра. В 1958 году в версии Игоря Моисеева она танцевала Эгину, в 1962 в постановке Леонида Якобсона – Фригию и в 1971  – в постановке Юрия Григоровича – Эгину.

Кармен

Майя Плисецкая в образе Кармен

В 1961 году в репертуар Майи Плисецкой вошел балет “Ромео и Джульетта”. Кому-то

казалось, что роль Джульетты не совсем “ее”, но тем желаннее была эта партия для балерины – Плисецкой всегда нравилось разрушать стереотипы. В 1965 году она стала первой исполнительницей на сцене Большого театра роли Мехменэ Бану в балете Юрия Николаевича Григоровича “Легенда о любви”, поставленном на музыку Арифа Меликова.

В 1960-е годы Плисецкая уже вполне официально считалась первой балериной Большого театра. Недостатка в спектаклях у нее не было, но чувство творческой неудовлетворенности росло. Хотелось танцевать не только классику, но и что-то новое, причем поставленное специально для нее. И 20 апреля 1967 года на сцене Большого театра состоялась премьера такого спектакля – “Кармен-сюита” Альберто Алонсо. Балет был поставлен очень быстро, а транскрипцию оперы Жоржа Бизе Щедрин сделал и вовсе в рекордные сроки – за двадцать дней. Кармен стала одной из главных ролей Майи Плисецкой в репертуаре Большого театра. Балет был экранизирован в кино (кинофильм “Балерина”, 1969) и на телевидении (1978).

В 1971 Родион Константинович Щедрин, уже будучи автором музыки к фильму “Анна Каренина”, в котором Майя Плисецкая впервые выступила как драматическая актриса в роли княгини Бетси Тверской, сочинил балет “Анна Каренина”, премьера ко

торого состоялась на сцене Большого театра 10 июня 1972 года. Плисецкая не только исполнила заглавную партию, но дебютировала в качестве хореографа. После московской премьеры “Анна Каренина” Щедрина в хореографии Плисецкой ставилась в театрах Ташкента, Новосибирска, Вильнюса, Одессы и Свердловска.

27 мая 1980 на сцене Большого театра прошла премьера балета “Чайка” Р. К. Щедрина в постановке Майи Плисецкой. После гетеборгской премьеры “Чайки” один из шведских журналистов поинтересовался, не желают ли они (Щедрин и Плисецкая) поставить балет по чеховской “Даме с собачкой”. Вернувшись в Москву, Щедрин решил, что “Дама с собачкой” – прекрасный сюжет для небольшого балета, и начал писать музыку. Хореографический текст Майя Плисецкая сочиняла в содружестве с Б. Мягковым. Премьера в Большом театре состоялась 20 ноября 1985 года, в день рождения Майи Плисецкой.

В 1983 году Майе Михайловне предложили стать художественным руководителем балета Римской оперы. Бывая в Риме наездами, она занимала этот пост в течение полутора лет. За это время была поставлена “Раймонда” для открытой сцены в Термах Каракаллы, на сцене Римской оперы Плисецкая показала свою “Айседору”, а также организовала возобновление “Федры” и нескольких других балетов.

С конца 1987 по 1990 год Плисецкая преимущественно работала в Испании, во главе мадридской балетной труппы “Театро лирико насиональ”. Для этой труппы она возобновила балет “Тщетная предосторожность” П. Гертеля (по А. Горскому), ввела в ее репертуар “Кармен-сюиту” и сама танцевала в этом балете.

По инициативе Монтсеррат Кабалье Плисецкая приняла участие в постановке ранней оперы-балета Дж. Пуччини “Виллисы”, показанной на фестивале искусств в Переладе. Она впервые станцевала “Умирающего лебедя” под запись человеческого голоса – аккомпанемент для нее исполнила сама М. Кабалье. И выступила в заглавной партии балета “Мария Стюарт”, поставленном специально для нее в 1988 году художественным руководителем труппы фламенко Хосе Гранеро.

plisetskaya_shedrin_young

Родион Константинович Щедрин и Майя Михайловна Плисецкая

4 января 1990 года Майя Плисецкая танцевала свой последний спектакль в Большом театре – “Даму с собачкой”. Разногласия с руководством балетной труппы привели к тому, что она ушла из Большого театра. К 1991 году основные творческие и издательские интересы Родиона Щедрина сосредоточились в Мюнхене, и вскоре они с Майей Плисецкой обосновались в этом городе, хотя Плисецкая и Щедрин живут на три дома – большей частью в Мюнхене, в Москве и на своей даче в Литве.

В 1992 году Плисецкая выступила инициатором создания нового балета, идею которого подсказал Пьер Карден. Премьера “Безумной из Шайо” на музыку Р. Щедрина (в основе либретто – одноименная пьеса известного французского драматурга Ж. Жироду) в постановке французского хореографа румынского происхождения Джиджи Качуляну. Центральный образ пьесы – “безумная” Орели, стареющая бывшая актриса – принадлежит к распространенному в мировой литературе типу одинокого эксцентричного чудака, мудрого сердцем и всеми принимаемого за сумасшедшего. Необыкновенно выразительны были жесты и мимика Плисецкой.

В 1994 году московское издательство “Новости” выпустило в свет книгу балерины “Я, Майя Плисецкая.” Она выдержала несколько изданий в России и была переведена на 11 языков.еделы пантомимы. Но она танцевала – и танцевала на пальцах. Премьера состоялась 5 декабря 1992 года. А 1 и 2 апреля 1993 года балет был показал во французском городе Рене. Таким образом, и 50-летие творческой деятельности – случай в балете беспрецедентный – Плисецкая тоже отметила премьерой.

Майе Плисецкой присвоены звания народной артистки СССР, Героя Социалистического Труда, она является кавалером трех орденов Ленина, орденов Франции “За заслуги в литературе и искусстве” и Почетного легиона, орденов “За заслуги перед Отечеством” III и II степени. В июле 1991 года король Испании Хуан-Карлос вручил Майе Плисецкой высшую награду Испании – орден Изабеллы Католической.

Говорить об этой восхитительной балерине и потрясающей женщине можно бесконечно много и долго. Тем более, что Майя Михайловна всегда охотно общалась с журналистами, репортерами, искусствоведами… Рассказывала о своей жизни, точнее, об определенной её части.

К великому сожалению, 2 мая 2015 года несравненной Майи Михайловны не стало… Но её искусство, её образ и всё то, что она подарила миру балета, будут жить вечно в памяти очевидцев, сердцах поклонников и пленках видео-хроник.

© Copyright Maya ballet – все о балете и хореографии, школа танца в Санкт-Петербурге