Béjart Ballet Lausanne (Балет Бежара)



bejart-ballet-lausanne-affiche-direction-artistique-gil-romanХудожественный руководитель: Жиль Роман
Официальный сайт: http://www.bejart.ch

Всемирно известная труппа, творение великого гения хореографии XX века, Мориса Бежара, ставшая его голосом, ногами и руками, зеркальным отражением его философии танца. Béjart Ballet Lausanne – редчайший пример уникального симбиоза творца, репертуара и исполнителей, который существует уже более четверти века.

История Лозанского Балета Бежара началась в 1987 году. До этого времени труппа Мориса Бежара носила называние “Балет XX века”и находилась в Бельгии. Но в конце июня 1987 в Брюсселе в последний раз опустился занавес на спектакле “Балета ХХ века”, а через полгода начались репетиции “Béjart Ballet Lausanne”. Строились студии для занятий труппы, разрабатывались маршруты гастролей, перерабатывались старые балеты, создавались новые… Это были “изменения в рамках преемственности”. Первыми постановками обновленной труппы стали спектакли “Souvenir de Leningrad” (“Воспоминания о Ленинграде”), “Prélude à l’Après-midi d’un Faune” (“Прелюдия к Послеполуденному отдыху Фавна”). В дальнейшем Балет Бежара представлял публике один – два новых полноценных спектакля и несколько небольших постановок.

Новаторским проектом Бежара и его балета стали синтетические спектакли, в которых слились воедино танец, пение и пантомима. Реализация этого проекта потребовала расширения размеров площадок для выступления. Бежар первым из хореографов использовал для балетных спектаклей огромные площади спортивной арены. Во время действия спектакля на гигантской площадке располагались оркестр и хор. Сцены могли быть разыграны на любом участке арены или сразу на нескольких участках одновременно. Эта режисерская находка делала всех зрителей участниками театрального действия. В довершение этого зрелища на сценической площадке располагался огромный экран, который отображал изображения отдельных артистов. Эти приемы и эффекты не только привлекали публику, но и придавали выступлениям труппы особую самобытность, неподражаемость и эпатаж. Одним из таких новаторских спектаклей, основанных на синтезе различных театральных жанров, стал балет “Мучения Святого Себастьяна” (1988).
Гастрольные турне Балета Бежара начались буквально с самого момента его основания: Россия, Япония, Израиль, Бельгия, Испания, Германия, Турция, Греция, Бразилия… Более 120 выступлений в год. Весной 1989 выступления труппы в Париже посетило около 150 000 зрителей. Ни одна другая танцевальная компания того времени не имела такой высокой интенсивности работы.
В 1990 в Берлине родилась еще одна уникальная работа Бежара – синтетический балет “Кольцо вокруг кольца” (“Ring um den Ring”). В основу спектакля легла сага о Нибелунгах из германо-скандинавской мифологии и тетралогия Вагнера “Кольцо Нибелунга”. “Кольцо вокруг кольца” – поистине ошеломляющее театральное действие, полное смелых режисерских решений и внутренней философской логики, которая восхищала самого Вагнера. В спектакле звучат темы течения времени и неизбежности наступления конца всех вещей. Вслед за “Кольцом” последовали другие масштабные постановки: “Пирамида” (“Pyramide”) (1990), “Смерть в Вене” (“Tod in Wien”) (1991).

В 1992 году труппа Балета Бежара была обновлена, в ее состав входили 25 человек. В том же 1992 ушел из жизни Хорхе Донн – один из ведущих танцовщиков труппы и любимец Бежара. Знаменитый танцовщик скончался от СПИДа в одной из клиник Лозанны. Смерть Хорхе Донна стала трагедией для Бежара, которая обернулась для него и для труппы каскадом новых творений: “Ночь превращения” (“La Nuit Transfiguret”)(1992), “Mr. С.” о Чарли Чаплине, с Анной-Эмилией Чаплин (1993), “Эпизоды” (“Les Episodes”) и “Сисси – королева анархии” (“Sissi, L’Impératrice Autriche”) c Сильви Гиллем (1993), “Волшебный мандарин” (“Le Mandarin Mervelleau”) (1993), “Король Лир – Просперо” (“King Lear-Prospero”) (1994). Танцовщики для растущей труппы Балета Бежара обучаются в бежаровской школе “Рудра” (l’Ecole-atelier Rudra Béjart), специально открытой в Лозанне в 1992 году. Балет Бежара продолжает гастролировать, наращивая популярность и изумляя зрителя своими постановками. Работать с труппой стремятся все ведущие танцовщики мира, а ее руководитель избран членом Академии изящных искусств во Франции (1994).

Во время гастрольного тура по Латинской Америке в Буэнос-Айресе, где родился Хорхе Донн, с особым успехом прошел знаменитый “Дом священника” (“Le Presbytère…”). Это произошло в 1997 году – в год, когда “Лозанский балет Бежара” отметил свое первое десятилетие. Спектакль на музыку Моцарта и группы “Qween” был посвящен памяти Хорхе Донна и Фредди Меркьюри. В нем хореограф рассказывал об актуальной проблеме современности – проблеме СПИДа.

В 1998 после двадцатилетнего перерыва Бежар с новой труппой вернулся в “Большой” (в 1978 Бежар в Большой театр СССР рамках гастролей “Балета ХХ века”) для создания своего “MutationX” (или “Метаморфозы”), балета о ядерной угрозе и, в то же время, о том, что всегда есть надежда на спасение. Также в огромном до отказа заполненном зале Кремлевского дворца был показан “Дом священника”. А затем “MutationX” и “Дом священника” были представлены и в Санкт-Петербурге.

С неизменным успехом продолжают идти “Весна священная”, “Жар-птица” и “Болеро”. Специально к очередному туру по Японии летом 1998 Бежар дополняет этот беспроигрышный триптрих на произведения Стравинского и Равеля балетом “Диалог двойной тени” (“Dialogue de lombre double”) на музыку на музыку Пьера Булеза.

Известный автобиографичный балет Бежара “Щелкунчик” был поставлен также в 1998 году. В этом спектакле были объединены фрагменты классического балета и эпизоды из детской жизни хореографа. Особое место в сюжете отведено матери Мориса Бежара, которую он потерял в возрасте 7 лет…

Стремясь сделать выступления своей труппы доступными как можно более широкой аудитории, в 1999 в Мексике Бежар организовал представление на открытом воздухе, увидеть которое пришли десятки тысяч зрителей. 9 июня того же года в Лозанне состоялась премьера нового проекта “Шелковый путь”, в котором пересекаются мотивы Востока и Средиземноморья. И уже в августе, вернувшись из очередного турне, Бежар посвятил себя подготовке спектакля “Шинель” по мотивам повести Гоголя. Премьера балета прошла в Киеве.

Наиболее популярными последующими творениями великого маэстро и его труппы стали: “Дитя-король” (“Enfant-roi”) (Версаль, 2000), “Танго” (“Tangos”)(Генуя, 2001), “Манос” (“Manos”)(Лозанна, 2001), “Мать Тереза и дети мира” (“Mère Teresa et les enfants du monde”) (2002),”Чао, Федерико” (“Ciao Federico”), памяти Федерико Феллини (2003), “Любовь и танец” (“L’Amour — La Danse”) (2005), “Заратустра” (“Zarathoustra”) (2006), “Cпасибо, Джанни, с любовью” (“Grazie Gianni con amore”), памяти прославленного кутюрье Джанни Версаче, “Вокруг света за 80 минут” (“Le Tour du monde en 80 minutes”) (2007).
Работая над своей последней постановкой “Вокруг света за 80 минут”, Бежар использовал идею Жюля Верна о всемирном путешествии и дополнил ее маршрутом своих последних гастролей с труппой. В это время здоровье хореографа ухудшается и он попадает в госпиталь. Дальнейшую подготовку спектакля продолжил Жиль Роман – ведущий танцовщик труппы, который работал с Морисом Бежаром с 1979 года. Однако, Бежар продолжает посещать репетиции, несмотря на плохое самочувствие.

22 ноября 2007 Морис Бежар скончался, оставив “сиротами” своих артистов и студентов. Руководство труппой полностью взял на себя Жиль Роман.

Жиль Роман сумел удержать компанию в превосходной форме, свято чтя традиции Учителя. Еще при жизни Бежар запретил исполнение своих постановок артистам не его труппы без получения соответствующего разрешения, объясняя это невозможностью понять его хореографию без личной совместной работы. Теперь за сохранением хореографического стиля следит Жиль Роман. Продолжая традиции Бежара, Роман ставит и свои спектакли, что дает возможность танцовщикам и труппе развиваться дальше.

Сегодня в составе Béjart Ballet Lausanne 39 человек из 15 стран мира. Артисты труппы бережно и ревностно сохраняют в танце традиции Мастера, представляя ежегодно до 100 спектаклей. А зрители лучших театров и площадок по всему Свету продолжают аплодировать гениальным творениям Великого Бежара.

Оставить комментарий


Название*

Email(не будет опубликован)*

Сайт

Ваш комментарий*

Отправить коментарий

© Copyright Maya ballet – все о балете и хореографии, школа танца в Санкт-Петербурге