Edouard Lock (Эдуард Лок)
Основатель, хореограф и художественной руководитель канадской танцевальной компании “La La La Human Steps” Edouard Lock (Эдуард Лок) родился 3 марта 1954 в Касабланке (Марокко). В 1957 семья Лока переехала в Монреаль (Канада). В университете Конкордия в Монреале Эдуард Лок изучал литературу и искусство кино. Свою первую постановку в качестве хореографа Лок создал в возрасте 21 год для компании “Le Groupe Nouvelle Aire”. Постановка имела продолжение из нескольких частей, которые впоследствии были объединены в спектакль, продемонстрированный публике в Монреале.
В 1980 Эдуард Лок основал танцевальную компанию ”La La La Human Steps” (изначально труппа называлась «Lock Danseurs»). Название своей труппы Лок интерпретирует так: “”Ла-ла-ла” – так все мы разговариваем в детстве. Самый простой слог, речевая структура, у которой нет значения. А “Human Steps (Человеческие шаги)” – это то, что мы делаем на сцене. А вообще не стоит особенно задумываться над смыслом нашего названия. Я был молод и не очень серьезен, когда придумал его.”
После работы “Lily Marlène dans la jungle” (“Лили Марлен танцует в джунглях”) Лока в качестве постановщика начали приглашать в лучшие труппы мира, среди которых: “Ballet de l’Opera de Paris”, “Nederlands Dans Theater”, “Het Nationale Ballet of Holland”. Эдуард Лок стал первым канадским хореографом, работы которого были представлены в авангардном театре Нью-Йорка “The Kitchen”.
Вторая работа Лока и его труппы “Oranges” (“Апельсины”) (1981) была отмечена престижнейшей канадской премией в области танца J. A. Chalmers. Следующей постановкой стал “Bussinessman in the process of becoming an angel ” (“Бизнесмен в процессе превращения в ангела”) (1983). В 1985 La La La Human Steps с балетом “Human Sex” (“Пол человека”) (1985) отправилась в свое мировое турне продолжительностью в два года. Балет получил колоссальный успех у критики и зрителей по всему миру, и особенно в Нью-Йорке. Этот спектакль принес труппе Эдуарда Лока международную славу и премию “Бесси” (1986). В 1987 к открытию второго Фестиваля нового танца в Монреале Лок поставил балет “New Demons – La belle et la bête” (“Новые демоны – Красавица и Чудовище”), в 1988 – “Bread Dances” (“Хлеб танцует”) для Национального Балета Нидерландов.
Эдуард Лок стал идейным вдохновителем мирового гастрольного тура Дэвида Боуи в 1990. Его проект назывался “Sound and Vision”. Также Лок работал с Фрэнком Заппой (Frank Zappa) над программой “Yellow Shark” (“Желтая акула”).
В 1991 родилась постановка “Infante c’est destroy”, в 1996 – “Этюды” для Grands Ballets canadiens de Montréal (Большой канадский Балет), в 1999 – “Touch to include” (“Приходя к заключению”) для Nederlands Dans Theatre (Нидерландский Театр Танца).
В мае 2001 Эдуард Лок получил свой второй приз J. A. Chalmers, а в июне того же года был назван Кавалером Национального Ордена Квебека. Также в 2001 году Лок удостоен премии “Prix Denise-Pelletier” (Приз Дениз Пелетье – наивысшая премия в области исполнительских искусств в Квебеке) и награды “National Arts Centre Award” (“Награда Национального Центра искусства”). В феврале 2002 Эдуарду Локу присвоено звание Офицера Ордена Канада, которым называют за наивысшие жизненные достижения.
В октябре 2002 в пражской Государственной Опере состоялась мировая премьера спектакля Эдуарда Лока и La La La Human Steps ”Амелия” на музыку Дэвида Ланга, а в ноябре Opéra national de Paris (Парижская национальная опера) пригласила Лока для постановки балета “AndréAuria”. За “AndréAuria” в 2003 в Москве Эдуард Лок был удостоен премии “Benois de la Danse”.
В 2004 прошла американская премьера фильма “Амелия”. Режисером фильма стал сам Эдуард Лок. Киноверсия балета “Амелия” была показана на фестивалях “Трибека” (Нью-Йорк) и “Слэмданс” (Парк Сити, штат Юта, США). Европейская премьера “Амелии” состоялась в Карловых Варах в рамках международного кинофестиваля. Фильм-балет “Амелия” был награжден премиями во всех заявленных номинациях на фестивалях в Чикаго, Праге и Люцерне, а в Банффе (Канада) на Международном телевизионном фестивале в ”Амелия” не только выиграла во всех номинациях, но и получила Специальный приз жюри. Также фильм Лока был удостоен двух премий Gemini в Программе “Исполнительские виды искусства”: лучшая режисерская работа и лучший монтаж.
В 2010 Эдуард Лок награжден премией “Governor General’s Performing Arts Award for Lifetime Artistic Achievement” – высшая правительственная награда за достижения в искусстве в Канаде. В том же 2010 Лок был назван в числе лауреатов премии “Molson Prize”
В сентябре 2011 зрители смогли увидеть творение Эдуарда Лока в России в рамках Международного театрального фестиваля “Александринский” – спектакль “Новая работа Эдуарда Лока” при участии примы Мариинского театра Дианы Вишнёвой.
Эдуард Лок был назван одним из десяти деятелей искусства, оказавших влияние на американскую культуру, по версии журнала “U. S News and World Report”. Лок изменил традиционное представление о танце на пуантах. Его постановки отличаются бешеной скоростью движений, жесткостью хореографических рисунков, виртуозностью техники танцовщиков и использованием современных технологий во время спектаклей. В своих работах Эдуард Лок уходит о использования литературных сюжетов, технология и техника становятся содержанием его спектаклей. Танец интересен для Лока своей структурой, а не смыслом.
Кроме танца Эдуарда Лока привлекает также искусство фотографии. Спектакли Лока сопровождаются его фотоматериалами, некоторые работы хореографа демонстрировались на фотовыставках в Голандии, Швеции, США, Японии. Однако большая часть снимков, по словам Лока, предназначена лишь для частного архива хореографа – в них запечатлено его видение мира.