Лев Иванович Иванов



Ivanov-Lev-IvanovichРусский артист, хореограф, балетмейстер Мариинского театра. Вместе с Мариусом Петипа работал над балетом “Лебединое озеро”, автор второго и четвертого ”лебединых” актов. Гениальность постановки Иванова прошла проверку временем: практически все хореографы, обращающиеся к ”Лебединому озеру”, сохраняют “лебединые акты” в неизменном, первозданном виде.

Но обратимся все же к биографии балетмейстера…

Лев Иванович Иванов родился 18 февраля (2 марта) 1834 года в Петербурге. В 1844 поступил в Петербургское театральное училище, где занимался классическим танцем у А. И. Пименова, Фредерика, Э. Гредлю, Ж. Петипа-отца. В 1852 был принят в состав Петербургской балетной труппы. Выступал партнёром Е. И. Андреяновой и Т. П. Смирновой. В 1869, после отъезда из Петербурга А. Сен-Леона и назначения Мариуса Петипа балетмейстером петербургской труппы, Иванов занял положение ведущего солиста. Талантливый танцовщик, выразительный мимический актёр, Иванов отличался скромностью и часто уступал выигрышные партии другим. И очень скоро место премьера труппы уже занимал другой танцовщик – Павел Андреевич Гердт.

С 1858 Лев Иванович преподавал в младших классах Петербургского театрального училища; у него начинали учиться Е. О. Вазем, М. Н. Горшенкова, Е. П. Соколова, К. М. Куличевская, М. Ф. Кшесинская, О. И. Преображенская, А. Я. Ваганова.

В 1882 Лев Иванович Иванов назначен режиссёром петербургской балетной труппы, возобновлял старые спектакли и ставил танцы в операх. С 1885 Лев Иванович уже второй балетмейстер театра. С этого времени началась его самостоятельная балетмейстерская работа. Обладая феноменальными музыкальными способностями, Иванов особенно большое значение придавал музыке, видя в ней источник хореографической образности.

В 1887  Иванов поставил спектакли “Очарованный лес” Р. Е. Дриго и (совместно с Петипа) “Гарлемский тюльпан” Б. А. Шеля в традициях романтического балета. В этих постановках Иванов сочетал мотивы фантастики и фольклора. В Красном Селе (под Петербургом) были показаны балеты “Севильская красавица” (1888), “Шалость амура” (1890) и “Праздник лодочников” А. А. Фридмана (1891).  В 1890 Л. И. Иванов поставил “Половецкие пляски” для премьеры оперы А. П. Бородина “Князь Игорь”, в 1892 славянские танцы для 1-го и 2-го актов оперы-балета “Млада” Н. А. Римского-Корсакова.

В 1892 хореограф работал над балетом “Щелкунчик”, где самобытно воплотил в танце поэзию зимней природы (танец снежных хлопьев). Музыкально-симфоническое развитие действия определяло разработку действия танцевального, тонкую “инструментовку” массового танца (кордебалета). Историческое значение этой постановки, её воздействие на балетный театр своего времени исключительно велики. Однако, в 1922 году вышла новая редакция спектакля, а хореография Иванова – утрачена.

Scena-Balet-Schelkunchik-Mariinskiy-teatr-1892

Сцена из балета “Щелкунчик” в постановке Льва Иванова

Поставив “Волшебную флейту” Дриго и 2-й акт (бал) в “Золушке” Шеля (1893), Иванов вновь обратился к музыке П. И. Чайковского. В 1894 в Мариинском театре на концерте памяти Чайковского впервые исполнялась 2-я картина “Лебединого озера” в постановке Иванова. А в 1895 Лев Иванович поставил еще и 4-ю картину балета (1-ю и 3-ю картины ставил Мариус Петипа). Продолжая романтические традиции русской хореографии 19 столетия, “лебединые” сцены Иванова одновременно пролагали путь в будущее. Иванов симфонически разработал ансамбли лебедей во взаимодействии с лирико-трагедийным характером героини балета. Совершенство хореографических форм органично вытекало из поэтического содержания образов.

В спектаклях “Ацис и Галатея” А. В. Кадлеца (1896), “Дочь микадо” В. Г. Врангеля (1897) достаточно слабая музыка не позволила Иванову повторить опыт симфонизации танца, но он успешно их развил его во “Второй венгерской рапсодии” на музыку Ф. Листа, впервые исполненной в 1900 как вставной номер в балете “Конёк-Горбунок” Цезаря Пуни.

Л. И. Иванов не успел завершить постановку “Сильвии” Лео Делиба, её закончил П. А. Гердт. Задуманную Ивановым постановку “Египетских ночей” А. С. Аренского осуществил М. М. Фокин. Лев Иванович Иванов скончался 11 (24) декабря в Петербурге.

Оставить комментарий


Название*

Email(не будет опубликован)*

Сайт

Ваш комментарий*

Отправить коментарий

© Copyright Maya ballet – все о балете и хореографии, школа танца в Санкт-Петербурге