Maurice Béjart (Морис Бежар)
Французский хореограф и танцовщик, выдающийся гений хореографии 2-ой половины 20 века. Морис-Жан Бержер (фр. Maurice-Jean Berger – настоящее имя Бежара) родился в Марселе 1 января 1927. По совету врача для укрепления здоровья в 1941 году начал заниматься классическим танцем.
В 1944 году дебютировал в марсельской Опере в составе балетной труппы, а в 1945 переехал в Париж, где начал осваивать технику различных школ хореографии. На протяжении нескольких лет преподавателями Бежара были Л. Статс, Л. Егорова, мадам Рузан (de Madame Rousanne), а также В. Волкова в Лондоне. С этим багажом накопленных разносторонних знаний и опыта началась творческая деятельность Бежара. В то время он выступал в различных труппах: в 1948 – у Ж. Шарра и Р. Пети, в 1949 – в “Инглсби интернешнл балле” (“l’International Ballet”), а с 1950 по 1952 – в Королевском Шведском балете. В качестве хореографа дебютировал Морис Бежар в Швеции с постановкой фрагментов “Жар-птицы” Игоря Стравинского для кинофильма. В 1953 Бежар вернулся в Париж, где совместно с Жаном Лораном основал «Балле де л’Этуаль» – труппу, просуществовавшую до 1957, когда Бежаром была создана компания “Балле-театр де Пари”. В эти годы Морис Бежар одновременно ставил балеты и исполнял в них заглавные партии. Среди творений труппы Бежара: в “Сон в летнюю ночь” (музыка Ф. Шопена, 1953), “Укрощение строптивой” (Д. Скарлатти, 1954), “Таинство”, “Путешествие к сердцу ребенка” (Анри, 1955), “Красавица в боа” (Д. Россини, 1955), “Танит, или сумерки богов” (Ован, 1956), Прометей” (Ован, 1963).
В 1959 Морис Юисман – новый директор “Театра Де Ла Моне” (Брюссель) – предложил Бежару поставить “Весну Священную” Игоря Стравинского, ставшую звездным часом хореографа. Постановка была столь восторженно принята, что Бежар решился на переезд в Бельгию и создание там собственной труппы при поддержке Юисмана. Так в 1960 появился “Балет XX века” во главе с Морисом Бежаром. Справедливо отметить, что ни Швейцария, ни Бельгия до того не относились к балетным державам, но благодаря Бежару получили мировую известность у поклонников хореографии. В то же время первому известнейшему французскому балетмейстеру так никогда и не была предоставлена честь встать во главе Парижской оперы – первого французского театра.
После оглушительного успеха “Весны священной” Бежару пришла идея создания спектаклей, основанных на синтезе хореографии, пантомимы и слова (песни). Таким спектаклем в 1961 году стал балет на музыку композитора Скарлатти “Галла”. В том же году поставлен синтетический спектакль “Четверо сыновей Эймона” – совместная работа с Ж. Шара и Э. Клоссоном (музыкальное сопровождение из произведений 15-16 вв.), в 1988 – балет “Мучения святого Себастьяна” – также с участием хора, вокального соло, оркестра и танца, в 1990 – легендарное “Кольцо в кольце”, на музыку Вагнера. Эти экспериментальные творения получили очень высокие оценки специалистов и критиков. В 1960 и 1962 Бежару вручалась премия Театра Наций, в 1965 – диплом лауреата Фестиваля танца (Париж). В тот же период времени были поставлены “Бахти” (1968) – балет по мотивам Индии, “Жар-птица” (1970) на музыку сюиты И. Стравинского, “Наш Фауст” (1975) под сопровождение из сочинений Баха и аргентинского танго.
Для дальнейшего развития идей Бежара требовались единомышленники. Поэтому в 1970 он открыл школу “Мудра” в Брюсселе. Название школы – это своеобразный акроним, выдуманный Бежаром, олицетворяющий его интерес к классической хореографии Востока.
Бежара всегда привлекали танцевальные культуры Африки и Востока, особенно Японии. Искусство танца этих стран было близко взглядам Бежара. В своих теоретических рассуждениях он настаивал на возвращении танца к его первоначальному значению ритуального характера. Бежар также увлекался йогой и переносил ее принципы в свою хореографию. Поэтому творения Бежара обладали целительными для исполнителей свойствами.
Морис Бежар – одна из самых сложных и противоречивых фигур в современном мире хореографии. Сам он говорил о себе: “… я – кипящая кастрюля танца…” И, когда в 1978 Бежар со своей труппой посетил Москву, для спокойно-застойного СССР это событие стало подобно взрыву: постановки Бежара вызвали неподдельный шок, а сам он мгновенно оказался самым обожаемым зрителями и артистами зарубежным хореографом. В знак особой признательности Морису Бежару было даже присвоено отчество – Иванович, чем до него был удостоен лишь Мариус Петипа (как и Бежар – марселец).
Советские примы и премьеры начали настоящую войну друг с другом и с властью за роли в постановках великого маэстро. В спектаклях Бежара танцевали Владимир Васильев, Екатерина Максимова (Васильева и Максимов исполнили заглавные партии в балете “Ромео и Джульетта” С. Прокофьева в постановке Мориса Бежара), а для Майи Плисецкой он поставил балет “Айседора”, “Леда и лебедь”, “Куразука” и еще несколько номеров для ее сольных выступлений, в числе которых: “Видение розы” и “Аве, Майя”.
Практически все артисты, работавшие с Бежаром отмечали его стальной холодный взгляд и диктаторскую жесткость. Майя Михайловна Плисецкая говорила о нем: “Если Мефистофель существовал, то походил он на Бежара, думаю. Или Бежар на Мефистофеля?..” Однако даже самые капризные звезды балета всего мира покорно повиновались Бежару-Мефистофелю: Марсия Хайде (“Вена! Вена!”), Рудольф Нуреев (“Песни странствующего подмастерья”), Сильви Гиллем (“Сисси – королева анархии”), Мари-Клод Пьетрагалла и Жан Бабиле (“Жизнь”).
В 1987 “Балет XX века” был перевезен Бежаром в Лозанну и переименован в “Лозанский балет Бежара” (“Béjart Ballet Lausanne”). Там же, в Лозанне, в 1992 с целью “подготовки кадров” для своего балета Бежар открыл вторую школу – “Рудра”.
В 1994 Бежар избран членом французской Академии изящных искусств.
В 1999 в Турине прошла премьера автобиографичной “бежаровской” версии балета “Щелкунчик” на музыку Чайковского.
Начиная с 1984 художником по костюмам для работ Мориса Бежара был маэстро мировой моды, дизайнер Джанни Версаче. Двух гениев связали 12 совместных работ в балете и 13 лет дружбы, которая оборвалась в июле 1997 года выстрелом серийного убийцы… 15 июля 2007, в день десятой годовщины со дня смерти великого кутюрье, в миланском “Ла Скала” состоялся премьерный показ балета «Спасибо, Джанни, с любовью», как знак огромной благодарности и бессмертной дружбы от Мориса Бежара к Джанни Версаче… А уже 22 ноября того же года в возрасте 80 лет скончался и сам Бежар в одной из швейцарских клиник, причиной смерти стал сердечный приступ.
За свою жизнь Бежаром было поставлено более ста балетов, написано пять книг. Тематический круг его работ необычайно широк: в них и размышление о смысле жизни, и расплата за прегрешения, и поиск Бога в себе и в мире, и всесильная любовь, и тема одиночества, и вечная борьба добра со злом, и проблема сближения Запада с Востоком… Но самыми выделяющимися из этого многообразия тем стали, пожалуй, две: “Жизнь и Смерть” и “Судьба творческой личности”. Морис Бежар был философом танца, а его спектакли и танцоры служили для него зеркалами его внутреннего мира, переводчиками его мыслей посредством танца.