Вацлав Нижинский



nizynskiРусский танцовщик и хореограф польского происхождения, новатор танца.

Вацлав Фомич Нижинский родился в Киеве 12 марта 1889. Его отец Томаш был прекрасным танцовщиком, талантливым балетмейстером, имел собственную труппу. Мать Элеонора – дочь краснодеревщика, принятая после окончания балетной школы в труппу Варшавского театра. Кроме Вацлава, у Томаша и Элеоноры было еще двое детей – Станислав и Бронислава.

Когда отец Нижинского ушел из семьи, его мать была вынуждена покинуть труппу. Вместе с детьми она поселилась в Петербурге, решив, что в столице проще всего будет найти врачей, необходимых старшему сыну Станиславу, – еще в шесть лет мальчик выпал из окна, ударился головой о мостовую, и его умственное развитие остановилось.

Оставшись практически без средств к существованию, одна в чужом городе, Элеонора пыталась найти возможности выжить, и прежде всего – как-то пристроить детей. Девятилетнего Вацлава мать решила отвести в Императорскую школу балета, мечтая, что по окончании учебы Вацлав сможет поступить в знаменитый Мариинский театр. Кроме того, государство полностью брало на себя содержание учеников, что тоже было немаловажно. 20 августа 1898 Элеонора привела сына на вступительные экзамены.

Благодаря славе отца имя Вацлава Нижинского было известно приемной комиссии, но на вступительных испытаниях никакие иные обстоятельства, кроме танцевальных данных учеников, не учитывались. Вацлав производил впечатление не слишком развитого ребенка. Внимание на Нижинского обратил преподаватель младших классов у мальчиков Николай Легат. Он попросил Вацлава продемонстрировать его прыжок. Прыжок оказался феноменальным, и Нижинский был принят в балетную школу.

Однокурсники не любили Вацлава. Мальчишки презирали его за то, что он поляк, и смеялись над его странными то ли монгольскими, то ли татарскими чертами лица, дав ему прозвище «япончик». К тому же Нижинский был молчаливым, замкнутым, медленно соображал. Однако Вацлав всегда давал отпор обидчикам и часто бывал наказан из-за этого, но никогда никому не жаловался на несправедливость.

В училище на Нижинского возлагали большие надежды. Он был лучшим в классе, учителя гордились. Если бы не общеобразовательные предметы, Вацлав мог досрочно закончить школу. Однако он с трудом справлялся с ними и даже завалил экзамен по истории. Но, так как Нижинского уже ждал Мариинский театр,  провал экзамена ему простили.

Карьера молодого артиста началась очень успешно. Он быстро стал популярен. В свой первый сезон в Мариинском театре Нижинский станцевал практически во всех балетах классического репертуара и в новых спектаклях Михаила Фокина. Он был партнером Матильды Кшесинской, Анны Павловой, Ольги Преображенской, исполнил партии романтического юноши в “Шопениане”, раба Клеопатры в “Египетских ночах”, пажа в “Павильоне Армиды”. В жизни внешность Нижинского нельзя было назвать привлекательной, но на сцене он преображался, в движениях появлялась грация, его пластика  завораживала зрителей, им он казался обольстительным красавцем.

Однако, при всей своей одаренности, Нижинский был совершенно не приспособлен к жизни за пределами сцены, он не умел и не любил заботиться о хлебе насущном, поэтому ему непременно был нужен сильный и предприимчивый покровитель. Первым таким импресарио стал для него князь Павел Дмитриевич Львов. Вскоре на Нижинского обратил внимание Сергей Дягилев, который задумывал покорить Париж русским балетом, и пригласил артиста в свою труппу.

В программу парижского сезона 1909 вошли балеты Михаила Фокина, и Нижинский покорил французскую публику. Вернувшись домой, он блистательно выступал на сцене Мариинского театра, исполнял всевозможные па-де-де и танцевальные номера, в которых постановщики всячески обыгрывали его уникальный прыжок. В то же время Фокин готовил спектакли для второго парижского сезона. Нижинскому предназначались роли Арлекина в “Карнавале”, Раба в “Шехерезаде” и Альберта в “Жизели” и два номера в дивертисменте, в которых было множество технических трудностей. Триумф был гарантирован. И вновь Нижинский вернулся в Петербург победителем. Ему предстояло исполнить партию Альберта в спектакле Мариинского театра. Но именно тогда случился скандал.

25 января 1911 Нижинский вышел на сцену в костюме, созданном по эскизу Александра Бенуа, в котором танцевал в Париже. Это была копия исторического немецкого костюма XIV века. Слишком облегающий костюм Императрице Марии Федоровне показался неприличным. Театральная дирекция, опасаясь монаршего гнева, поспешила уволить Нижинского из труппы.

После того спектакля русские зрители больше не видели Вацлава Нижинского.  Он примкнул к Русскому балету Дягилева и вместе с ним выступал на сценах всего мира – Париж, Дрезден, Вена, Монте-Карло, Лондон, Нью-Йорк, – всюду Нижинского сопровождал оглушительный успех. Дягилев, не довольствуясь блестящим исполнением балетных партий, решил воспитать из него еще и хореографа. Первой постановкой Нижинского стала миниатюра “Послеполуденный отдых фавна” на музыку Дебюсси. Премьера вылилась в скандал. Пластику Фавна в интерпретации Нижинского многие парижане сочли непристойной.

Однако непривычная хореография, предложенная Нижинским, показалась Дягилеву перспективной, и он решил, что новоявленный балетмейстер должен поставить уже полноценный спектакль – балет Игоря Стравинского «Весна священная». Эта премьера тоже оказалась скандальной. У одних зрителей и критиков она вызвала яростное неприятие, у других – столь же яростный восторг.

Хотя «Весна священная» прошла всего шесть раз, этот спектакль стал одной из вершин современного балетного театра. А в 1966 Стравинский сказал: “Лучшим воплощением “Весны священной” из всех виденных мною я считаю постановку Нижинского”.

В сезон 1913 Нижинский поставил балет “Игры” на музыку Дебюсси. Сам он назвал это произведение «поэмой в танце», а в программах было напечатано «балет 1930 года».

Со временем Нижинского начала тяготить зависимостью от властного Дягилева. И в этот момент рядом с ним оказалась Ромола Пульски, дочь известной венгерской актрисы и первого директора Венгерской национальной галереи. Девушка влюбилась в танцовщика и мечтала стать его женой. Ромола стала брать уроки танца у Чекетти и умудрилась поступить в дягилевскую труппу. А 10 сентября 1913 в Буэнос-Айресе Вацлав Нижинский и Ромола Пульски сочетались браком в католической церкви Архангела Михаила.

Для Нижинского этот шаг стал “бегством на волю”. Когда Дягилев узнал о помолвке своего протеже, он впал в ярость и в сердцах приказал отправить Нижинскому телеграмму, где говорилось о его отставке из труппы “Русского балета”. Нижинский с удовольствием принял это известие.

Но попытка организовать собственную труппу оказалась неудачной и оставила семью Нижинских без денег. В июне 1914 у них родилась дочь Кира. Супруги Нижинские решили ехать в Санкт-Петербург. Но на пути, в Будапеште, их застала Первая мировая война. Нижинский был интернирован, вместе с женой и дочерью он жил в Будапеште в качестве военнопленного. По приглашению венского театра в 1916 он возвратился к творческой деятельности. Среди его замыслов была постановка балета “Тиль Уленшпигель” на музыку Рихарда Штрауса. Осуществить же эту работу ему удалось только на гастролях в Америке, вновь в труппе Дягилева, куда он вернулся в том же 1916.

Постепенно у Нижинского все сильнее стали ощущаться признаки тяжелого душевного заболевания. Последний его спектакль – балет “Призрак розы” – состоялся 26 сентября 1917, а последний свой танец он станцевал в 1919 в Швейцарии. В этом же году, в возрасте тридцати лет завершилась творческая жизнь великого танцовщика и хореографа. Следующие тридцать лет жизни уже не были связаны с балетным театром.

Дягилев и супруга Нижинского несколько раз безуспешно пытались оживить мозг хореографа, воздействуя на него танцем. Но Нижинский оставался равнодушным. Так и не выйдя из беспамятства, Нижинский умер ранней весной 1950, в Лондоне. Он был похоронен на кладбище Сент-Мерилебен, а через три года прах танцовщика перевезли в Париж на кладбище Монмартра.

Оставить комментарий


Название*

Email(не будет опубликован)*

Сайт

Ваш комментарий*

Отправить коментарий

© Copyright Maya ballet – все о балете и хореографии, школа танца в Санкт-Петербурге