William Forsythe (Уильям Форсайт)
Американский и немецкий хореограф, танцовщик.
Уильям Форсайт родился и вырос в Нью-Йорке (дата рождения – 30.12.1949). Первоначально изучал историю искусств и театр в университете Флориды. Впервые на урок танца Форсайт пришел за компанию с приятелем и, заинтересовавшись, решил начать заниматься балетом. Его первым педагогом по хореографии в Университете Джексонвиля стала Криста Лонг, именно она увидела в Уильяме прирожденного хореографа. Позднее Форсайт получил стипендию на обучение в Joffrey Ballet School (Балет Джоффри) в Нью-Йорке. Здесь Уильям Форсайт впервые познакомился с балетами Баланчина. Также Форсайт обучался в школе американского балета, посещал классы Мэгги Блэк, Финиса Джанга, Джонатана Уоттса, Мередит Бейлис, Уильяма Гриффита, Леона Данелиона, Мадам Перьяславич и Пэта Уайда. С 1971 выступал с труппой Балета Джоффри, а в 1973 по приглашению Джона Крэнко Форсайт примкнул к Штутгартскому балету, где с 1976 стал постоянным хореографом. В последующие годы Форсайт поставил множество балетов и для Штутгартской труппы, и для балетных компаний Мюнхена, Гааги, Лондона, Базеля, Берлина, Франкфурта, Парижа, Нью-Йорка и Сан-Франциско. Он поставил “France/Dance” (1983) с юной Сильви Гиллем (Sylvie Guillem) по приглашению Рудоьфа Нуреева для балета Парижской Оперы, “Шаги” (Steptext) – для Aterballetto в 1985, в 1987 опять же для Opéra national de Paris был создан балет “In the Middle Somewhat Elevated” с Сильви Гиллем и Лораном Хилэром (Laurent Hilaire) в качестве солистов.
В 1984 году, подписав контракт на 20 лет, он возглавил Франкфуртский балет, для которого создал такие постановки, как Artifact (1984), Impressing the Czar (1988), Limb’s Theorem (1990), The Loss of Small Detail (1991, в соавторстве с композитором Томом Виллемсом и дизайнером Исси Мияке), A L I E / N A(C)TION (1992), Eidos: Telos (1995), Endless House (1999), Kammer/Kammer (2000), Decreation (2003) и другие.
В то же время Форсайт ставил балеты для Нью-Йоркского Балета («Behind the China Dogs», 1988 и «Herman Schmerman» (Часть 1), 1992), Королевского Балета («Firstext», 1995), Нидерландского Театра Танца («Say Bye-Bye», 1980; «Mental Model», 1983, «Marion», «Marion (NDT III)», «Four Point Counter», 1995), Балета Джоффри («Square Deal», 1983), Национального Балета Канады («The second detail», 1981). Его постановки обрели высокую популярность и начали исполняняться труппами всего мира.
После закрытия Франкфуртского балета в 2004 году Форсайт основал новую, полностью независимую труппу Forsythe Company, существующую при поддержке земель Саксония и Гессе, городов Дрезден и Франкфурт, а также частных спонсоров. Помимо выступлений на основных площадках в Дрездене и Франкфурте, артисты ведут интенсивную гастрольную деятельность. Для новой труппы Форсайт поставил балеты Three Atmospheric Studies (2005), You made me a monster (2005), Human Writes (2005), Heterotopia (2006), The Defenders (2007), Yes we can’t (2008/2010), I don’t believe in outer space (2008), The Returns (2009) и Sider (2011). Хотя последние постановки Форсайта создаются исключительно для труппы Forsythe Company, его более ранние балеты занимают достойное место в репертуаре многих театров мира: Мариинского театра, Парижской оперы, Королевского театра Ковент-Гарден, Нью-Йорк Сити Балета, Балета Сан-Франциско и Национального балета Канады.
Форсайт и его труппа стали обладателями многих наград, среди которых Премия Бесси (Нью-Йорк, 1988, 1998, 2004 и 2007) и Премия Лоуренса Оливье (Лондон, 1992, 1999 и 2009 годы). В 1999 году французское правительство наградило Уильяма Форсайта титулом Кавалера ордена Искусств и литературы. Кроме того, он был удостоен Креста «За выдающиеся заслуги» от правительства Германии (1997), Премии Векснера (2002), «Золотого льва» на Венецианской биеннале (2010) и Премии Американского танцевального фестиваля Сэмюэла Скриппса «За достижения в области хореографии» (2012).
Уильям Форсайт создавал архитектурные объекты и инсталляции по заказам архитектора и художника Даниэля Либескинда, арт-групп ARTANGEL (Лондон) и Creative Time (Нью-Йорк), а также парижского муниципалитета. Его инсталляции и кинофильмы демонстрировались во многих музеях и на различных выставках, в том числе на Биеннале Уитни (Нью-Йорк), на Венецианской биеннале, в Лувре и в токийской галерее 21_21 Design Sight. Кроме того, показы его спектаклей, фильмов и инсталляций проходили в мюнхенской Пинакотеке современности, Центре искусств Векснера, (Колумбус, США), на Венецианской биеннале и в лондонской галерее Хейвард.
Совместно со специалистами в области СМИ и образования Форсайт разработал новые подходы к изучению, описанию и преподаванию искусства танца. Его компьютерная программа Improvisation Technologies: A Tool for the Analytical Dance Eye» («Технологии импровизации: инструмент аналитического взгляда на танец»), разработанная в 1994 году совместно с Центром искусств и медиатехнологий (город Калсруэ, Германия), используется в учебном процессе профессиональных танцевальных трупп, консерваторий, университетов, аспирантур и колледжей всего мира. В 2009 году в сотрудничестве с Университетом штата Огайо был запущен интернет-проект Synchronous Objects for One Flat Thing («Синхронные объекты для одной плоскости»), раскрывающий организационные принципы хореографии и возможности ее применения в рамках других дисциплин. Это пилотный проект научного портала Forsythe’s Motion Bank, цель которой – создание и изучение профильных онлайн-ресурсов с приглашенными хореографами.
Уильям Форсайт регулярно проводит лекции и семинары в различных университетах и творческих организациях. В 2002 году он был избран руководителем танцевального направления в творческом проекте компании Rolex «Учитель и ученик». Уильям Форсайт является почетным членом Центра движения и танца Лабана (Лондон), почетным доктором Джульярдской школы (Нью-Йорк) и почетным внештатным профессором Корнелльского университета (США).