Анна Павлова
Легенда русского балета, одна из величайших балерин XX века.
Анна Павловна (по метрике – Матвеевна) Павлова родилась 12 февраля 1881 года в деревне Лигово под Петербургом. Матерью будущей балерины была швея Любовь Павлова. Официального отца – отставного солдата Преображенского полка Матвея Павлова – Аня не помнила. Молва считала ее настоящим отцом Лазаря Полякова, банкира и младшего брата российского «железнодорожного короля» Самуила Полякова.
То, что она станет танцовщицей, Аня знала с восьми лет, едва побывав с матерью на балете в Мариинке. Тогда она безапелляционно заявила: «Я буду танцевать «Спящую Красавицу» в этом театре!».
Однако первая попытка поступления в школу закончилась провалом. Вторая попытка тоже чуть было не сорвалась. Судьбу Ани решил председатель приемной комиссии – знаменитый балетмейстер Мариус Петипа. Посмотрев танцевальный номер Ани Павловой, седоусый мэтр вынес вердикт: «Пушинка на ветру – она будет летать на сцене».

Анна Павлова в партии Жизели
После окончания Императорской танцевальной школы, в 1899 году Анна Павлова была принята в труппу Мариинского театра. Танцевала партии в классических балетах «Щелкунчик», «Конёк-Горбунок», «Раймонда», «Баядерка», «Жизель». В 1906 году стала ведущей танцовщицей труппы. Газеты с восторгом писали о молодой балерине: «Гибкая, музыкальная, с полной жизни и огня мимикой, она превосходит всех своей удивительной воздушностью. Когда Павлова играет и танцует, в театре особое настроение». Большое влияние на её исполнительскую манеру оказала совместная работа с балетмейстерами А. Горским и, особенно, М. Фокиным. Анна Павлова исполняла главные роли в балетах М. Фокина «Шопениана», «Павильон Армиды», «Египетские ночи» и др.

Анна Павлова, “Лебедь” М. Фокина
В 1907 году на благотворительном вечере в Мариинском театре Анна Павлова впервые исполнила поставленную для неё М. Фокиным хореографическую миниатюру «Лебедь» (позже «Умирающий лебедь»), ставшую впоследствии коронным номером Павловой и одним из символов русского балета XX века.
В Европе о Павловой узнали после гастролей Мариинского театра в Стокгольме в 1907 году. Тогда выступления блистательной молодой балерины имели грандиозный успех – император Оскар II, восхищенный талантом Павловой, на прощание даже вручил ей орден «За заслуги перед искусством».
В 1909 году Анна Павлова участвовала в «Русских сезонах» Сергея Дягилева в Париже, положивших начало её мировой известности. О театре Дягилева заговорили, посмотреть на русскую балерину приезжали люди высшего света со всей Европы. Афиша работы В. Серова с силуэтом Павловой стала навсегда эмблемой «Русских сезонов». Театр приглашали в Америку и Австралию. Но балерина неожиданно покинула Париж и отправилась в Лондон. Там она подписала контракт со знаменитым театральным агентством «Брафф». По условиям контракта Павлова соглашалась на очень плотный график выступлений в Англии, Шотландии и Ирландии, за что получила внушительную сумму аванса – с помощью этих денег балерина смогла освободить из русской тюрьмы своего возлюбленного: Виктора Дандре. Впрочем, Павлова предпочитала скрывать свою личную жизнь, и даже их с Дандре брак долгое время оставался секретом. «Я — монахиня искусства. Личная жизнь? Это театр, театр, театр», — не уставала повторять балерина.

Анна Павлова в изображении В. Серова (Афиша “Русских сезонов”)
Когда срок контракта с «Брафф» истек, Анна Павлова решила организовать свой театр. И с 1910 года балерина гастролировала во многих странах мира уже вместе со своей собственной труппой. Супруг Павловой взял на себя роль менеджера балерины, отвечал на корреспонденцию, вел хозяйственные дела, личные и деловые переговоры.
Балетмейстер Михаил Фокин поставил несколько балетов специально для театра А. Павловой, один из которых «Семь дочерей горного короля». Последнее выступление балерины в Мариинском театре состоялось в 1913 году, а в России — в 1914 году, после чего она обосновалась в Англии и в Россию больше не возвращалась.
В 1921—1925 годах Анна Павлова гастролировала по США, организатором её гастролей был американский импресарио российской происхождения Соломон Юрок. В 1921 году Павлова также выступала в Индии и завоевала внимание индийской публики в Дели, Бомбее и Калькутте. Имя Анны Павловой ещё при жизни балерины стало легендарным.
Великая балерина скончалась в Гааге, во время гастролей, 23 января 1931 года от пневмонии. Несмотря на желание балерины вернуться на родину, урна с её прахом находится в закрытом колумбарии крематория Голдерс-Грин, в Лондоне. Сломленный горем Виктор Дандре после смерти своей возлюбленной супруги создал клуб поклонников таланта Анны Павловой, желая увековечить память о ней. К сожалению, клуб поклонников просуществовал недолго. Но имя легендарной русской балерины Анны Павловой навсегда вошло в историю мирового балетного искусства.
По легенде последними словами Анны Павловой были: «Приготовьте мой костюм лебедя!» В 2009 году эти слова были вынесены в заголовок российского фильма о грусти, тоске и ожидании смерти.