Диана Вишнёва



Diana-VishnevaПрима балерина Мариинского театра, Principal dancer American Ballet Theater.

Диана Вишнёва – гордость Санкт-Петербурга, обладательница всех возможных премий и наград в области хореографии, имя её неизменно и заслуженно звучит в списках лучших балерин мира, её танец восхищает и завораживает, а сама Диана, как личность и человек, вызывает искреннее уважение и восторг. Она красива, умна, всегда по-петербургски интеллигентна женственна, элегантна. При всей публичности личности Дианы Вишнёвой, Вам вряд ли удастся найти статьи о ней на страницах желтой прессы, она всегда остается вне театральных интриг и сплетен.

Диана Викторовна Вишнёва родилась 13 июля 1976 года в Ленинграде. Семья будущей балерины не имела отношения к искусству (родители Дианы – инженеры-химики). В возрасте шести лет мама, Гузаль Фагимовна Вишнёва, впервые отвела Диану в Хореографический кружок во Дворце пионеров имени Жданова. По словам Дианы Вишнёвой, танец она полюбила сразу, не смотря на столь ранний возраст, самостоятельно добиралась на занятия из Веселого поселка, где жила семья балерины. В десять лет Диана вместе с мамой пришла в Академию русского балета им. Агриппины Вагановой на улице Зодчего-Росси. Эта встреча со знаменитой балетной школой, с миром балета перевернула сознание будущей великой балерины, ей очень захотелось остаться в этом необыкновенном мире. Но поступила в Академию Диана Вишнёва не сразу – конкурс был огромный, отбор очень жестким. Поэтому для поступления Диана много работала над данными и, благодаря своему упорству и трудолюбию, в 1987 году была зачислена зачислена в класс Л. В. Бельской.

В Академии судьба свела Диану Вишнёву с педагогом Людмилой Валентиновной Ковалевой. Именно она увидела в Диане будущую балерину. Работать с Л. В. Ковалевой Диана Вишнёва начала еще студенткой АРБ им. Вагановой (Д. Вишнёва – выпускница класса Л. В. Ковалевой), и сотрудничество это продолжается по сей день. Кроме того, Людмила Валентиновна стала для Дианы крестной. Практически в каждом интервью Дианы Вишнёвой можно услышать о её благодарности своему педагогу, о важности и значимости Л. В. Ковалевой в жизни балерины.

Учеба в Академии не была для Дианы легкой. Однако, высокая требовательность к себе, упорство и каждодневный труд помогли ей добиться первых успехов еще в школе. В классе Диана Вишнёва была лидером, у нее всегда были лучшие оценки. Но с каждой новой маленькой победой росла и ответственность – перед педагогами, сокурсниками и, в первую очередь, перед самой собой. Такое отношение Вишнёвой к своим успехам и позволило ей добиваться все новых высот, не попав под влияние звездной болезни.

Диана Вишнёва_Монолог Кармен_Лозанна

“Монолог Кармен”, 1994 год, Лозанна

Свою первую громкую победу Диана Вишнёва одержала в 1994 году на Международном конкурсе молодых артистов балета в Лозанне (Prix de Lausanne). Номер “Кармен” для этого выступления с Дианой готовил Игорь Дмитриевич Бельский (художественный руководитель АРБ им Вагановой в 1992-1999 гг.). Блестящее выступление Дианы Вишнёвой было удостоено сразу двух наград: Золотой медали и Гран-при. До 1994 года Золотая медаль присуждалась только мальчикам, а после Дианы Вишнёвой эта высота не поддавалась больше никому.

Ещё будучи студенткой в 1995 году Диана Вишнёва была принята в Мариинский театр в качестве стажера. В первый же год работы Диана станцевала партию Маши в “Щелкунчике”, заглавную партию в “Золушке” и Китри в балете “Дон Кихот”. Также студенткой АРБ в 1995 Вишнёва выступила в Торонто на гала-концерте, посвященном памяти Рудольфа Нуриева. На этом концерте в паре с Владимиром Малаховым Диана исполнила “Видение Розы”. За партию Китри в 1996 году Диана Вишнёва получила премию “Benois de la dance”. В том же 1996 Диана Вишнёва становится Примой Мариинского театра и дебютирует в Большом театре в партии Китри. Спектакль “Дон Кихот” в Большом театре, в котором Диана танцевала с Фарухом Рузиматовым, принес балерине премию “Божественная” и высокую оценку великой Галины Улановой. Повторно призом “Божественная” Диана была награждена за роль Джульетты в балете “Ромео и Джульетта”. Партнером Вишнёвой в этом спектакле выступал Виктор Баранов. В премьерном спектакле Мариинского театра “Symphony in C” (“Симфония До Мажор”) Джорджа Баланчина в феврале 1996 Диана Вишнёва исполнила сольную партию в третьей части в паре с Сергеем Вихаревым и получила за эту роль петербургскую теартральную премию “Золотой софит”.

Так громко началась карьера Дианы Вишнёвой. С самых первых её шагов по российской и мировой балетной сцене был задан высочайший уровень. В родном Мариинском театре Диана Вишнёва станцевала все первые партии в балетах Горского, Петипа, Лавровского, Григоровича, Алонсо, Пети, Фокина, Баланчина, Роббинса, Ратманского, МакМиллана, Прельжокажа, Ноймайера, Бежара и других именитых хореографов. С появлением Дианы в составе труппы репертуар Мариинского театра пополнился новыми спектаклями, некоторые постановки создавались и воссоздавались специально для Вишнёвой. На сцене Большого театра Вишнёва выступала и продолжает выступать в ведущих партиях в “Лебедином Озере”, “Спящей красавице”, “Жизели”, “Утраченных иллюзиях”, “Онегине”. В составе труппы Мариинского театра в 1999 Диана впервые вышла на сцену Нью-Йоркского Метрополитен-опера (Metropolitan Opera), в 2000 – лондонской Королевской оперы (Royal Opera) в балете “Спящая красавица” (партия принцессы Авроры).

В качестве приглашенной солистки международная карьера Дианы Вишнёвой началась в 2001 году спектаклем “Манон” в составе труппы Баварского балета и балетом “Спящая красавица” в Миланском Ла-Скала. В 2002 году по приглашению Владимира Малахова Диана приехала в Штаатсопер в Берлине (Staatsoper Berlin), где она танцевала как guest-star в балетах “Баядерка”, “Жизель”. В том же году состоялось дебютное выступление Дианы Вишнёвой в Парижской опере (Opéra national de Paris) в спектакле “Дон Кихот”.

В 2005 году Диана Вишнёва официально становится примой Американского Театра Балета (American Ballet Theatre). Ее репертуар в ABT также необычайно широк и многогранен: “Лебединое озеро”, “Ромео и Джульетта”, “Жизель”, “Баядерка”, “Спящая красавица”, “Манон”, “Сон”, “Сильвия”, “Дама с камелиями”, “Онегин” и другие.

Диана Вишнёва "Новая работа Эдуарда Лока"

“Новая работа Эдуарда Лока”

Продолжая выступать в качестве примы в классических спектаклях двух театров высочайшего уровня, Диана Вишнёва постоянно сотрудничает с известнейшими современными хореографами и труппами из разных стран. Среди них – компании Марты Грэм (США), Эдуарда Лока (Канада), Мориса Бежара (Швейцария), Матс Эк (Швеция), Нидерландский театр танца и другие. Будучи выпускницей классической русской школы балета, Вишнёва постоянно стремится к постижению новых направлений хореографии, освоению техники и стилей различных школ и хореографов, переезжая с этой целью из страны в страну, каждый полностью погружаясь в работу новой для нее компании. Работая над ролями в спектаклях классического репертуара, Диана также неизменно привносит что-то новое, её героини не похожи ни на героинь других исполнительниц, ни на самих себя в каждом последующем воплощении. Выходя на сцену, Вишнёва каждый раз по-новому проживает жизнь своей героини. Исполнение её не всегда укладывается в рамки классических канонов, но это неизменно вызывает интерес и восхищение зрителя.

Также Диана Вишнёва занята собственными проектами. В 2007 году по её инициативе был поставлен спектакль “Silenzio” режисеров Андрея Могучего и Алексея Кононова, премьера которого прошла в Мариинском театре. В 2008 миру представлена совместная работа Мариинского театра, Центра исполнительских искусств графства Оранж и Ардани Артист Менеджмент (Ardani Artists) (США) “Диана Вишнёва: Красота в движении” – спектакль из трех частей: “Лунный Пьеро” Алексея Ратманского, “Из любви к женщине” (“F.L.O.W.”) Мозеса Пенделтона, “Повороты любви” Дуайта Родена. Премьера состоялась в Калифорнии.

В 2009 году спектакль получил три “Золотые Маски”: “Лучшая женская роль в балете”, “Лучший балетный спектакль”, “Приз критики”. Следующий проект-лауреат “Золотой Маски” 2013 – “Диалоги” – программа, в которую вошли балет Марты Грэм “Лабиринт” (постановка 1947 года), “Диалог” Джона Ноймайера, созданный специально для Дианы, и “Subjet to change” Пола Лайтфута и Соль Леон (2003 год). Премьерный показ спектакля прошел в 2011 году. На последней церемонии вручения премии “Золотая Маска” “Диалоги” получили награды в номинациях: «Лучший спектакль в балете» и «Лучшая женская роль».

Диана Вишнёва и Марсело Гомес в объективе Патрика Демаршелье

Диана Вишнёва и Марсело Гомес в объективе Патрика Демаршелье

Творческая деятельность Дианы Вишнёвой не ограничилась хореографией. В 2010 году по приглашению режисера Рустама Хамдамова она снялась в фильме “Бриллианты”, а работа с Дианой Вишнёвой над съемками для журнала “VOGUE” в 2011 году вдохновила Патрика Демаршелье на создание серии фотографий, посвященной балету.

В том же 2010 был учрежден Фонд Дианы Вишнёвой, основными целями которого стали популяризация балета, повышение его доступности для различных слоев общества, помощь ветеранам сцены, детям, содействие в создании новых проектов в области хореографии. Фонд действует на территории России, Японии и США.

Кроме уже упомянутых наград Диана Вишнёва была также удостоена многочисленных званий и премий, в числе которых: “Золотая Маска” за роль в балете Баланчина “Драгоценности”, Народная артистка России, Государственная премия России, приз «Душа танца» в номинации «Королева танца», лучшая танцовщица по версии журнала Dance Europe Европы, приз «Балерина десятилетия» и многие другие.

Ещё одной знаковой работой Дианы Вишнёвой стало её исполнение соло в легендарном балете “Болеро” Мориса Бежара, считавшегося после великой Майи Плисецкой недосягаемым для русских танцовщиков.

diana-vishneva-in-bolero-lausanne-switzerland-february-24-2013

“Болеро” Мориса Бежара

Над этим балетом Диана работала с нынешним руководителем труппы Балета Бежара – Жилем Романом. В России этот потрясающий спектакль зрители могли увидеть 4 мая 2013 года на открытии новой сцены Мариинского театра. Вишнёва танцевала “Болеро” вместе с артистами труппы Бежара и солистами Мариинского театра. Оркестром руководил Маэстро Валерий Гергиев, на премьере в ложе присутствовала Майя Михайловна Плисецкая. Овациям зала обеим примам, казалось, не будет конца. Это было поистине знаковое событие в жизни Петербурга и всего балетного мира.

Серию авторских работ прима-балерины продолжил международный проект “On The Edge”  (в русском варианте - ”Диана Вишнева: Грани”). В проекте “On The Edge” знаменитая балерина продолжает освоение нового языка современного танца. В названии проекта кроется главная его цель – раскрыть и осмыслить новые грани дарования Дианы Вишнёвой. Сама Диана говорит, что название проекта – отражение одного из принципов ее работы и творчества: Вишнёва всегда берется за то, что другим кажется непосильным, всегда работает на пределе своих возможностей – на грани.

"Switch" / "Переключение", Жан-Кристоф Майо

“Switch” / “Переключение”, Жан-Кристоф Майо

К участию в проекте были привлечены известный французский хореограф, директор Балета Монте-Карло Жан-Кристоф Майо (Jean-Christophe Maillot), который, кстати, в 1994 году в Лозанне и решил судьбу Гран-при на Prix de Lausanne, отдав его юной Диане Вишнёвой (Жан-Кристоф Майо был членом жюри конкурса),  и Каролин Карлсон (Jean-Christophe Maillot) – американский хореограф. Оба хореографа создали абсолютно оригинальные работы для Дианы Вишнёвой. Одноактный балет “Переключение” / “Switch” Жана-Кристофа Майо поставлен на музыку известного американского композитора, обладателя премии “Оскар” Дэнни Элфмана.Каролин Карлсон, вдохновленная фильмами Андрея Тарковского и поэзией Арсения Тарковского, создала балет-притчу о женщине, в одиночестве ”перелистывающей” страницы своей жизни в пустой комнаты (отсюда и название – “Женщина в комнате”/”Woman in a Room”).

Diana Vishneva in Woman in a Room - Diana Vishneva - Photo Gene Schiavone

“Woman in a Room” / “Женщина в комнате”, Каролин Карлсон. Фото Gene Schiavone

В своей работе Каролин Карлсон использовала музыку известного итальянского виолончелиста, композитора-постминималиста Джованни Соллимы и французского композитора Рене Обри. Мировая премьера балета состоялась 6 ноября 2013 года в Сегерстром-центре искусств в Калифорнии. В том же году прошла и его европейская премьера – на сцене Оперы Гарнье в Монте-Карло. Российская премьера спектакля состоялась 27 марта 2014 года на Новой сцене Большого театра в Москве.

В декабре 2013 года в Москве прошел первый ежегодный Международный фестиваль современной хореографии “Context. Диана Вишнёва”. Прима-балерина стала инициатором создания проекта, а Майя Михайловна Плисецкая возглавила попечительский совет фестиваля. “Context. Диана Вишнёва” стал своеобразной лабораторией, где известные мастера делятся с молодыми хореографами и артистами.

В феврале 2014 года Диана Вишнёва приняла участие в церемонии открытия XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи. Балерина выступила с номером “Голубь Мира” на знаменитую музыку П. И. Чайковского.

Dancer Vishneva performs during the opening ceremony of the 2014 Sochi Winter Olympic Games

Церемония открытия XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи 2014, номер “Голубь Мира” с участием Дианы Вишнёвой”

Официальный сайт: http://www.vishneva.ru/

 

1 комментарий


  • Только восхищение и любовь...

    Спасибо огромное этой удивительной балерине, которая вызывает только восхищение и любовь всех почитателей её таланта!
    Успехов, много интересный проектов и домашнего счастья – все это Дианочке!

    С огромным уважением,

    Цурикова Марина Михайловна!

    30.04.2015

Оставить комментарий


Название*

Email(не будет опубликован)*

Сайт

Ваш комментарий*

Отправить коментарий

© Copyright Maya ballet – все о балете и хореографии, школа танца в Санкт-Петербурге