Рудольф Нуриев



Nureyev_colourИмя Нуриева стало своеобразным символом в истории балета. Он был одним из тех, кто продолжил традиции В. Нижинского и добился, чтобы танцовщика считали не просто партнером балерины, но полноправным участником происходящего действия, способным создать самостоятельный сценический образ.

Он посвятил балетному искусству всю свою жизнь и ради того, чтобы реализовать все свои творческие планы, даже покинул родину

Биография

Рудольф Нуриев (Нуреев) родился 17 марта 1938 года в поезде, увозившем его мать Фариду и маленьких сестёр на Дальний Восток к месту службы отца – политрука Советской Армии. По воспоминаниям его родных, в момент рождения Рудольфа они подъезжали к Иркутску.

До сих пор точное написание его фамилии и отчества неизвестно. Фамилия его пишется по-разному – Нуриев или Нуриев, поскольку, когда его дед получил ее, он не умел писать; отца его назвали при рождении не Хаметом, а Мухаммедом, и лишь впоследствии он сам изменил свое имя.

Отец — Хамет Фазлиевич Нуреев родился в деревни Асаново Шариповской волости Уфимского уезда Уфимской губернии (ныне Уфимский район Республики Башкортостан)

Мать — Фарида Аглиулловна Нуреева (Идрисова) родилась в деревне Татарское Тюгульбаево Кузнечихинской волости Казанской губернии (ныне Алькеевский район Республики Татарстан)

Первыми шагами стало знакомство с народными танцами в детском саду и выступления в составе самодеятельного детского ансамбля, а в канун Нового, 1945 года семье Нуриевых удалось попасть в Уфимский оперный театр на спектакль «Журавлиная песня», и с этого момента танец стал для Рудольфа единственной целью и прекрасной мечтой.

В 1953 году Нуриев поступил в балетную студию при Уфимском оперном театре и устроился статистом, постоянно посещал занятия балетных артистов, и в конце концов ему предложили в театре контракт. Но Нуриев отказался, так как хотел учиться в Ленинграде и окончить хореографическое училище, а не оставаться в Уфе, не получив фактически никакого образования.

Летом 1955 года в Москве проходил фестиваль башкирского искусства, и солист балета «Журавлиная песня» (того самого, который Рудольф увидел впервые в жизни) не смог участвовать в поездке. Нуриев, не колеблясь, предложил свою кандидатуру, хотя партии этой совершенно не знал. Его взяли на гастроли, и он принялся усердно разучивать роль, однако к моменту приезда в Москву перезанимался и получил травму, на лечение которой, как правило, требуется не меньше месяца. Но Нуриев уже через несколько дней вышел на сцену. В результате он сумел добиться разрешения на поступление в Московское хореографическое училище. Однако у московского училища в то время не было общежития. И тогда Нуриев отправился в Ленинград.

25 августа 1955 года он поступил в Вагановское училище, где ему предстояло проучиться 3 года в классе замечательного педагога Александра Ивановича Пушкина. Ему было семнадцать лет. После девятого класса его оставили в училище еще на год, и этот год в жизни Нуриева был очень удачным – основная труппа Кировского балета уехала на гастроли, и он смог станцевать ведущие партии в девяти спектаклях.

В апреле 1958 года Рудольф Нуриев блистательно выступил в Москве на Всесоюзном конкурсе балетных учеников и в июне стал солистом Кировского театра. В его репертуар входило практически все, о чем мог мечтать артист балета, – «Раймонда», «Спящая красавица», «Жизель», «Баядерка», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Дон Кихот» и многие другие. Прославленные балерины сами просили Нуриева танцевать с ними. Кроме того, он с первых же шагов своей артистической карьеры позволял себе вносить изменения в костюмы и хореографию исполняемых им партий, и это ему позволялось.

В 1961 году стало известно о том, что труппа Кировского театра поедет на гастроли в Париж. Нуриев был уверен, что в Париж его не отпустят. Однако поездка не могла состояться без участия в ней талантливой молодежи, и Нуриев был включен в состав группы.

16 июня 1961 года во время гастролей Кировского театра в Париже Рудольф Нуриев принял решение остаться на Западе.

В области мужского танца Нуриев произвел настоящую революцию. Он привнес в мужской танец технику балерин: встал на носки – почти на пуанты – и тем приподнял и чуть растянул торс танцовщика… Он, как балерина, разработал все связки и сделал тело танцора более гибким, лёгким и выразительным. Но вся это, так сказать, «женственность» комбинировалась с мощной динамикой. Яркость, эмоциональность и сексуальность – именно это отметили в первую очередь все балетные критики и зрители.

А тем временем в январе 1962 года состоялся официальный заочный суд над Рудольфом Нуриевым, на котором его приговорили как предателя Родины к семи годам исправительно-трудовых работ с отбыванием срока в колонии строгого режима…

После 1964 года Рудольф Нуриев стал меньше танцевать с Королевским балетом – все больше времени занимали у него гастрольные поездки. Он танцевал и ставил балеты в Венской опере, в «American Ballet Theatre» (Американский Театр Балета) Баланчина, в «La Scala»

В 1983 году в жизни Рудольфа Нуриева произошло большое событие – он принял руководство балетной труппой Парижской оперы. К этому времени у Рудольфа Нуриева уже начали появляться проблемы на сцене – танец уже давался ему с большим напряжением. Ему было уже сорок пять лет. Лишь позже выяснилось, что нездоровье Нуриева – частые простуды, резкое снижение веса, слабость – были симптомами СПИДа.

За годы своей работы на Западе Рудольф Нуриев успел сделать столько, что его работоспособность просто поражает, так же, как и разнообразие его ролей. Он работал с известнейшими балетмейстерами мира, которые ставили спектакли специально для него: Ф. Аштон («Маргарита и Арман»), Р. Пети («Потерянный рай», «Экстазы», «Пелеас и Мелисанда»), М. Бежар («Песни странствующего подмастерья»), М. Грэхем («Люцифер»), М. Луис («Момент») и другими.
Обширна и балетмейстерская деятельность Нуриева. Начав с возобновления классических русских балетов, он постепенно пришел к созданию новых самостоятельных редакций этих балетов и оригинальным постановкам собственного сочинения. На сценах Лондона, Милана, Вены, Стокгольма, Берлина, Парижа им были поставлены «Тени», «Раймонда», «Буря», «Лебединое озеро», «Танкред», «Дон Кихот», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Баядерка», «Манфред»

Болезнь уже не оставляла Нуриеву шансов на продолжение работы, он чувствовал себя все хуже и хуже. 28 февраля 1992 года – последнее выступление в роли ангела в балете Габора Кевехази «Кристофоро» в Будапеште.

Диана Терлецкая, 28/10/2013

Оставить комментарий


Название*

Email(не будет опубликован)*

Сайт

Ваш комментарий*

Отправить коментарий

© Copyright Maya ballet – все о балете и хореографии, школа танца в Санкт-Петербурге